gototopgototop

английский

итальянский

немецкий

нидерландский

датский

шведский

норвежский

исландский

финский

эстонский

латышский

литовский

греческий

албанский

китайский

японский

корейский

вьетнамский

лаосский

кхмерский

бирманский

тайский

малайский

яванский

хинди

бенгальский

сингальский

тагальский

непальский

малагасийский

Болонская система оценивания (баллы ECTS)

Это интересно знатьВ этой статье узнаем, что такое болонская система, чем она отличается от нашей системы высшего образования и системы образования в США; познакомимся с системой оценивания ECTS и другими интересными особенностями европейской системы высшего образования. В таблице ниже можно посмотреть, как переводятся баллы ECTS в 5-ти и 100-бальную систему (и наоборот).

 

Болонская система, о которой сейчас так много говорят, имеет свою историю... Европейская интеграция в сфере высшего образования началась в 70-х годах, но важнейшим событием в этом направлении было подписание представителями 29 стран Болонской декларации в июне 1999-го года в итальянском городе Болонья. На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 48 стран, в т.ч. не только европейские. На сегодняшний день полный список стран-участниц Болонского процесса выглядит так (в хронологическом и алфавитном порядке):

1999-й год – Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

2001-й год – Кипр, Турция, Хорватия.

2003-й год – Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия,

2005-й год – Азербайджан, Армения, Грузия, Украина, Молдова

2007-й год – Черногория

2010-й год – Казахстан

2015-й год - Беларусь

 

Причины, которые побудили начать процесс унификации высшего образования в Европе, следующие:

- постепенное утрачивание европейской системой высшего образования своих позиций перед системой образования в США;

- регулирование соотношения будущих специалистов на рынке труда стран Евросоюза.

Первая причина вела к тому, что европейские университеты начали проигрывать в борьбе за потенциальных студентов (в первую очередь, конкурентам из США). Прямое следствие этого - потеря прямых инвестиций в образовательную систему (образование во многих европейских ВУЗах платное). Более отдалённые (но не менее важные) последствия – потенциальная потеря высококвалифицированных кадров.

Необходимость регулирования рынка труда (вторая причина создания единой европейской системы высшего образования) становится всё более актуальной в современной экономической ситуации в Европе.

 

Теперь более подробно о самой Болонской системе… Болонская система предполагает два цикла обучения: предварительный и выпускной. Предварительный цикл обучения длится минимум 3 года и соответствует степени бакалавра. Эта степень является базовым высшим образованием, и диплом бакалавра даёт возможность его обладателю устраиваться на работу именно как специалисту с высшим образованием. Кроме того, бакалавр имеет возможность продолжить обучение (ещё 2 года) и получить степень магистра (полное высшее образование). Есть ещё один образовательный цикл – аспирантура, но этот цикл не входит в программу, регулируемую Болонской системой. Сроки обучения могут различаться в разных странах и разных университетах по продолжительности, поскольку общая европейская система высшего образования пока не предполагает полного унифицирования. Кроме этого, сохраняется понятие престижности университета, и, как следствие, сохранение сложившихся в них традиций, что уже само по себе подразумевает различия в обучении. Поэтому единая европейская система высшего образования достаточно условная в своей унификации.

 

Отдельно следует сказать о европейской системе оценивания ECTS (системе зачётных единиц, или кредитов) – European Credit Transfer System (ECTS). Кредит – это условная единица, характеризующая объём выполненной студентом академической работы во всех её формах: посещение лекций и семинаров, контрольные и экзаменационные работы, практика, самостоятельное обучение и т.д. Весь учебный год в европейских университетах длится от 36 до 40 недель и включает в себя 60 кредитов. Он разделён на модули, которые имеют определённое количество таких единиц (как правило, 5-6 кредитов), что позволяет оценить количество пройденного материала студентами в учебных дисциплинах независимо от университета. Таким образом, кредит является количественной характеристикой учебного процесса. Кроме количественной, существует ещё и качественная характеристика учебного процесса в рамках Болонской системы. Поскольку студенты европейских ВУЗов, участвующих в Болонском процессе, имеют возможность начать обучение в одном университете, а продолжить в другом (к примеру, если там сильнее кафедра), то для определения уровня знаний при таком переходе необходима конвертация внутренних систем оценок, в связи с чем и была разработана 7-бальная шкала оценок ECTS: A, B, C, D, E, FX, F – где первые 5 считаются достаточными для получения кредитных баллов, а последние 2 – недостаточными. Это так называемая балльно-рейтинговая система. Однако здесь всё не так просто, как может показаться с первого взгляда. Согласно таблице ECTS, все сдавшие экзамен или зачёт студенты по результатам успеваемости делятся на 5 групп (в порядке убывания): 10% самых успешных студентов получают оценку А, следующие 25% - В, 30% - С, 25% - D и 10% - Е. Эта рейтинговая шкала является весьма относительной. Приведу простой пример: изучаемый курс какого-либо университета имеет мало студентов, большая часть которых весьма успешно сдала экзамен. При этом их надо в любом случае разделить на 5 категорий и отметку «Е» получат студенты, которые сдали экзамен практически так же, как и получившие отметку «А». Ещё хуже будут обстоять дела, если возникнет противоположная ситуация - т.е. большинство студентов сдали экзамен на весьма слабом уровне, но при этом 10% из них должны получить оценку «А» (т.е. «отлично»). В последнем случае ценность такого специалиста с отличием будет весьма сомнительна. Следует подчеркнуть, что эта система пока не является обязательной для внутренних систем оценивания разных ВУЗов, в которых действуют национальные шкалы оценок (подробнее о национальных системах образования европейских стран читайте на нашем форуме). Есть другой способ конвертации внутренних систем оценивания в систему ECTS, применяемый европейскими университетами. Его суть состоит в градации собственных шкал оценок на 5 категорий, соответствующих 5-ти группам оценок ECTS. Этот способ также имеет свои недостатки. В первую очередь, нет единой для всех университетов шкалы даже в рамках одной национальной системы. В качестве примера можно привести исследования среди 5-ти французских университетов, каждый из которых по-своему распределял систему баллов по категориям шкалы ECTS. Ещё более показательный пример можно привести на примере финской и шведской образовательных систем. Финская система - 3-х бальная, и, если университет не использует промежуточные оценки, то распределить студентов из 3-х оценочных категорий в 5 категорий шкалы ECTS достаточно сложно. В шведской системе вообще вербальная система оценивания: «сдано условно», «сдано» и «сдано с отличием» и перевести эти выражения в 5 букв шкалы ECTS ещё сложнее.

 

                          Болонская система оценивания в Украине

 Болонская система оценивания была внедрена в Украине в 2005 году. Чтобы оптимизировать и облегчить процесс оценивания, была также представлена Европейская Система Трансфера Кредитов (ECTS - European Community Course Credit Transfer System). Система помогает перевести и понять оценки и успеваемость студента при поступлении в университеты за границей. Единственное условие – годовая нагрузка студента должна составлять не менее 60-ти кредитов. Система основана на принципах взаимного доверия и точного выполнения условий оценивания ECTS-кредитов и оценок (1 кредит соответствует 8 часам преподавательской деятельности).

В данной таблице можно более подробно рассмотреть, что собой представляет болонская система оценивания и чем она отличается от привычной нашей системы:

По шкале    ECTS   

Значение

5-бальная система

100- бальная система

А

Работа выполнена практически без ошибок

5 (отлично)

90-100

В

Выше среднего, очень хорошо, с несколькими ошибками.

4 (хорошо)

80-89

С

Хорошо, с несколькими значительными ошибками.

4 (хорошо)

65-79

D

Посредственно, со значительными ошибками.

3 (удовлетворительно)

55-64

Е

Соответствует минимальным критериям оценивания.

3 (достаточно)

50-54

FX

Для получения кредита необходимы определенные доработки.

2 (неудовлетворительно)

35-49

F

Для получения кредита нужно еще хорошенько поработать.

2 (неприемлемо)

1-34

 

 

Кроме трансферной (конвертационной) функции, кредитно-модульная система имеет ещё и накопительную функцию (в полном значении ECTS расшифровывается как European Credit Transfer and Accumulation System). Эта функция состоит в том, что студент может закончить курс (или всего несколько модулей курса) по одной дисциплине, затем перевестись на другую дисциплину или факультет и закончить его, а после этого продолжить обучение с того модуля или курса, перед которым он перевёлся на другую специальность. Те накопленные кредиты по пройденным модулям сохраняются в силе. В теории количество таких пройденных модулей или курсов неограниченно и студент может учиться бесконечно долго, да ещё и разным специальностям. На практике это несёт в себе снижение качества обучения. Для примера можно представить студента, закончившего 2 курса медицинского университета (не важно, какой факультет), получил за них 120 кредитов, затем перевёлся на юридический факультет и закончил его (даже бакалавром, но всё равно минимум 3 года). За эти 3 года, забыл, естественно, бóльшую часть тех 2 курсов по медицине. В том случае, если он захочет продолжить обучение, то качество знаний будет значительно ниже, чем в случае непрерывного обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, назвать идеальной систему ECTS нельзя, но она на сегодняшний день единственная относительно успешно функционирующая система в Европейском пространстве высшего образования. В целом, болонская система имеет ряд преимуществ перед нашей системой (в первую очередь - свобода выбора). Есть, разумеется, и недостатки в европейской системе высшего образования, но их гораздо меньше, чем тех преимуществ, которые появились после подписания Болонской декларации.

 

французский

испанский

португальский

польский

чешский

словацкий

венгерский

румынский

болгарский

словенский

сербский

хорватский

македонский

иврит

турецкий

арабский

фарси

урду

пушту

молдавский

украинский

белорусский

русский

грузинский

армянский

азербайджанский

узбекский

казахский

киргизский

монгольский

Выбор иностранных языков

Изучение какого иностранного языка сейчас Вас более всего интересует?
 
Google+