gototopgototop

английский

итальянский

немецкий

нидерландский

датский

шведский

норвежский

исландский

финский

эстонский

латышский

литовский

греческий

албанский

китайский

японский

корейский

вьетнамский

лаосский

кхмерский

бирманский

тайский

малайский

яванский

хинди

бенгальский

сингальский

тагальский

непальский

малагасийский

Память человека, объём памяти

Это интересно знатьВ этой статье продолжим изучать виды памяти человека, узнаем, что такое объём памяти и рассмотрим такие виды, как сенсорная, кратковременная и долговременная память человека.

Память человека до сих пор недостаточно изучена. Ученные проводили много исследований в этой области, но много загадок так и не было раскрыто. Память играет важную роль в жизни человека. Потерять память – значит, потерять самого себя. Люди начинают страдать психическими расстройствами, депрессией или же могут полностью утратить связь с внешним миром, перестать на него реагировать.

С другой стороны, человек, который обладает хорошей памятью, получает преимущество во многих сферах современной жизни. Но иногда людям с феноменальной памятью не всегда легко вписаться в наше общество. Большинство из нас определяет свою память как посредственную, не очень хорошую или плохую. На самом деле плохая память – это иллюзия, которую мы используем для того, чтобы успокоить нашу психику.

Как известно, мы не способны эксплуатировать возможности нашей памяти на все 100%.  Ученые считают, что большинство людей используют от 4% до 10 % ресурсов своего мозга. И лишь 1% населения земного шара более эффективно используют свою память.

Каков объём памяти человека? Сколько информации может вместить наша память? Или ее возможности безграничны?

Ученые затрудняются ответить на этот вопрос, но Л.И. Куприянович определил, что объём памяти человека не менее 1015 битов – это 125 000 000 мегабайтов информации. Отечественный специалист в области кибернетики основывал свое предположение на том, что одна белковая молекула может сохранять один бит информации. Следовательно, один нейрон может сохранить 105 битов.

Если мы представим, что нам необходимо записать весь этот объём информации на диск CD-R объемом 700 Мб, то нам понадобилось бы около 18 млн. таких дисков.

В наши дни люди с большим объёмом памяти встречаются не так редко. Они в основном превращают это умение в инструмент, который их прославляет и помогает зарабатывать деньги. Для большинства людей память необходима для решения более обыденных вопросов: запомнить материал, речь, презентации и т.д. В современном мире сделать это намного проще, так как у нас есть доступ практически к любой информации.

Плохая память человека – это миф. Мы просто не хотим работать над ее развитием. Мы уделяем много времени другим делам, часто жалуемся на свою память, не предпринимаем попыток, чтобы это как-то исправить.

Феноменальной памятью также обладали Александр Македонский, который знал по именам и в лицо всех своих солдат, Юлий Цезарь, Наполеон, Суворов.

Феноменальная память не является достижением поколения, она является достижением отдельно взятого человека.

Память человека не только помогает запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, но и забыть ее. Память человека также отвечает за функционирование всех других механических процессов и делает нас целостной личностью.

Память человека состоит из нескольких уровней, которые разделяют по способности накапливать и хранить информацию. Точнее, как долго и сколько информации они могут в себе вместить. За один раз человек может воспринять и запомнить от 7 ± 2 несвязанных между собой объектов, образов и т.д.

В результате исследований было доказано, что существуют методы, условия и факторы, которые влияют на запоминание информации:

  1. При восприятии информация материал, который находится в начале и конце запоминается лучше, чем находящийся посередине.
  2. Материал, который интересен человеку или затрагивает его эмоционально, запоминается легче.
  3. Внешние факторы могут влиять на запоминания информации.
  4. Если человек не настроен на запоминание того или иного материала и считает его ненужным и бессмысленным, наша память плохо его запечатлеет.
  5. Многократное повторение в течении длительного периода лучше, чем выполнения того же процесса в сжатые сроки.
  6. Построения ассоциативных связей положительно влияет на запоминание информации (подробнее об этом можно прочитать в статье "Мнемоника для изучения английского: мнемонические ассоциации").

Память человека можно разделить на следующие группы: сенсорную, кратковременную и долговременную.

Сенсорная память – это первичный процесс. Исходя из его названия, следует, что этот вид памяти связан с нашими сенсорными системами восприятия. Сенсорная память довольно кратковременна. Информация на данном уровне хранится около 0,25 секунд. Если же эти ощущения не проходят на следующий этап, то эта информация стирается из нашей памяти, а сама память заполняется новыми сигналами.

С «полки» сенсорной памяти информация поступает в кратковременную память, где информация обрабатывается для поступления на более длительное хранение. Кратковременная память вмещает в себе следующие функции: длительность хранения, прочность удержания и объем памяти.

Время хранения информации на этой фазе около 20 секунд, и если информация не поступит на хранение в следующий «отсек», то она бесследно исчезнет. Например, представьте, что вам продиктовали десятизначное число, но под рукой не оказалось ручки. Как долго вы сможете хранить этот номер у себя в памяти? Допустим, вы смогли его записать. Но сможете ли вы его после этого снова вспомнить?

Прочность кратковременной памяти – невысокая. Новая информация вытесняет предыдущую. Например, вы нашли ручку, чтобы записать наш десятизначный номер. Представьте, что в это время вас кто-то о чем-то спросит. Номер тут же пропадет из вашей памяти, его вытеснит новая информация.

 

Долговременная память человека имеет практически неограниченный объем. Попадая на эту «полку», информация может надежно храниться на ней на протяжении всей нашей жизни.

Долговременная память имеет следующие подкатегории: эксплицитную и имплицитную память.

Эксплицитная память включает все воспоминания, которые доступны в сознании. Эксплицитная память может быть разделена на эпизодическую память (память об определенных событиях) и семантическую память (знания о мире).

 

- эпизодическая память – отдельная подкатегория долговременной памяти, которая включает память о конкретных событиях, переживаниях. Ваш первый день в школе, ваш первый поцелуй, посещение вечеринки по случаю дня рождения друга  - это примеры эпизодических воспоминаний. Данный подвид долгосрочной памяти также включает воспоминания о месте и времени события.

 

- семантическая память является частью долговременной памяти, ответственной за хранение информации о мире. Семантическая память включает в себя знания о значении слов, а также общие знания. Например, Лондон является столицей Англии. Она включает в себя осознанное мышление и является эксплицитной. Некоторые примеры семантической памяти: что такое кот, значение животных, как найти на карте отдельную страну, распознавание названия цветов, понимание и т.д.

 

Имплицитная (процедурная) память – это еще одна подкатегория долгосрочной памяти. Она включает в себя воспоминания о движении тела или о том, как использовать объекты в окружающей среде. По сути, это память о том, как делать определенные вещи. Как водить машину, использовать компьютер, ездить на велосипеде, завязывать шнурки или готовить - все это примеры процессуальных воспоминаний. Процедурные воспоминания начинают формироваться очень рано в жизни, когда вы начинаете учиться ходить, говорить, есть и играть. Эти действия настолько укоренилась в памяти, что они почти доведены до автоматизма. Хотя их легко продемонстрировать, но вспомнить, как и где вы научились этим действиям, может быть гораздо сложнее.

 

Из шагов, перечисленных выше, мы видим, что информация проходит определенные этапы и кодировку перед тем, как попасть в свой конечный архив. Если по каким-то причинам информация была обработана или закодирована неправильно (недостаточное количество раз повторена, не осмысленна и т.д.), то информация не попадает на последний этап.

Теперь мы четко видим, что запоминание не связано с нашей долговременной памятью. Оплошности, допущенные на этапе кодировки и обработки информации, ведут к ее полной потере. Чтобы уложить необходимую информацию в наш «надежный архив», необходимо ее правильно обработать.

В следующих статьях мы ещё будем возвращаться к теме памяти человека и объёму памяти, но уже в ракурсе изучения иностранных языков.

 

французский

испанский

португальский

польский

чешский

словацкий

венгерский

румынский

болгарский

словенский

сербский

хорватский

македонский

иврит

турецкий

арабский

фарси

урду

пушту

молдавский

украинский

белорусский

русский

грузинский

армянский

азербайджанский

узбекский

казахский

киргизский

монгольский

Изучение иностранных языков - новое

Уроки иностранных языков онлайн

Как Вы узнали о наших курсах иностранных языков?